пятница, 29 апреля 2022 г.

 Огород на подоконнике

Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.

 Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки фото-коллажей «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

Организация посадки.

Организация огорода на подоконнике не только занимательное дело, этот процесс развивает ребёнка во многих направлениях:

-Ребёнок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.

-Учится ухаживать за растениями, выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить, собирать.

-Мини-грядка помогает развить наблюдательность, т. к. ребёнок замечает мельчайшие изменения в посадках.

-Малыш выполняет полезное взрослое дело сам – сам делает бороздки, сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это повышает его самооценку.

-Происходит развитие речи, т. к. все действия сопровождаются рассказом - беседой про новые растения, про посадку, это мотивирует ребёнка описывать свои действия.

-Огород на подоконнике предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями;

Примерный перечень трудовых поручений:

Задание №1

«Полив растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №2

«Опрыскивание растений водой из пульверизатора».

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения, напомнить технику полива.

Задание №3

«3еленый десант на огороде» (прополка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, прополка, рыхление, подкормка, правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Задание №4

«Рыхление почвы».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность.

Задание №5

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.

Задание №6

«Пересадка рассады».

Цельрасширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.

Задание №7

«Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Задание №8

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.

Задание №9

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Наблюдения.

За растениями ведутся регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. Актуальным стало создание коллекций семян.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Дополнительные игры, чтения, мероприятия с детьми:

ü Подбор литературы по теме «Слова, что растут в огороде»,

ü Алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом» - «Что можно приготовить»«Советы маленькой хозяйке».

ü Дидактические игры«Найди овощи»«Один-много»«Какого цвета овощи»«Куда что положить»«Что лишнее»«Найди растения»«Где что зреет»«Собери урожай, «Опиши, а я отгадаю» (на классификацию, «Вершки и корешки» «Овощи и фрукты»«Угадай, что в руке»«Угадай по описанию»«Подбери по цвету»«Чудесный мешочек «Орудия труда».

ü Чтение художественной литературы:

-загадки, пословицы и поговорки, чистоговорки по теме.

-потешки «Травка – муравка»«Огуречик, огуречик» и др.

-русская народная сказка «Репка»

-украинская сказка «Мужик и медведь»

-белорусская сказка «Пых»

-народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»

-Ю. Тувим «Овощи»

-А. Барто «Морковный сок»

-Н. Носов «Огурцы»«Про репку»«Огородники».

-Б. Житков «Что я видел».

-Е. И. Тихеева «В огороде

-Л. Н. Толстой «Старик и яблони»«Косточка»

-А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

-М. Исаковский «Вишня»

-Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

-Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!»

-Ф. Рахимгулова«Дикий лук»

-С. В. Михалкова «Овощи»

-В. Коркин «Что растет на нашей грядке»

-Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

-В. Сутеев «Бабушкин огород»«Дядя Миша»

-Лина Орлова «Три картофельки»

-экологические сказки.

ü Беседы с детьми: Беседы о разнообразии растительного мира. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

ü  Составление описательных рассказов об овощах.

«Что такое огород и что на нём растёт«Как выращивают овощи на огороде«Полезные свойства лука»«Витамины для детей»«Овощи и фрукты»«Что мы знаем о картофеле»«Значение картофеля в жизни человека»«Лекарь в мундире»«Какой вырос у нас урожай?».

ü Подвижные игры«Горячая картошка»«Перенеси картошку»«Баба сеяла горох»«Кабачок»«Огород у нас в порядке»«Огородник»«Посади и собери картофель»«Вершки-корешки»«Урожай»«Овощи в корзину»«Догони».

ü Пальчиковая гимнастика«Овощи»«Росточки»«Мы капусту солим»«На подоконнике цветок» и пр.

ü Сюжетно-ролевые игры«Магазин овощей»«Семья»,  «Садовник»«Дары природы», «Кафе «Витаминка».

ü Продуктивная деятельность дошкольников«Мой огород на окне, каким он будет», Заполнение и ведение дневников наблюдений. Работа детей с книжками-раскрасками, рисование «Овощи», изготовление и украшение тары для посадки, лепка «Овощи»,

ü  Рисование в нетрадиционной форме«Овощные фантазии», аппликация «Цветы в подарок маме».

ü Теневой театр«Репка», Игра – драматизация по стихотворению Ю. Тувима, импровизация «В огородном царстве-государстве».


Комментариев нет:

Отправить комментарий